Первая рецензия-размышление-вопрос по поводу журнала «МЕСТО» опубликована ЗДЕСЬ.
Текст сегодняшней публикации прислан из Перми.
«Журнал «Место». Номер первый: интертекстуальная игра».
Юлия Меладшина, магистрант 2 курса филологического факультета ПГГПУ
«ГУЛ» прокатился по городам и весям Урала, откликом этому «ГУЛ»у стал журнал «Место», как пишет главный редактор А. Самойлов: «это мало логичное продолжение уральского поэтического движения за пределы собственно Урала».
Первый номер этого журнала получился весьма необычным и интересным. Это понимаешь интуитивно, когда же пытаешься проанализировать природу этой интуиции, видишь на обложке надпись: «Зависимый литературный журнал». Ну надо же! В наш век подчеркиваемой и выпячиваемой свободы и независимости, особенно в окололитературных кругах, это что-то новое.
И действительно, новое: новые поэты, новая литература, новый читатель, однако, не утратившее связи с прошлым. Этот выпуск тесно связан с Орлом и А.А. Фетом, чьи строки стихотворения «Никогда» органично, вплетаются в тело всего выпуска, выступают в роли связующей нити, основной темы. Однако белая вязь фетовских строк вовсе не отвлекает от основного содержания журнала. Эта интертекстуальная игра, в которую авторы предлагают вступить читателю, если он, конечно, увидел это завуалированное приглашение.
На первых страницах журнала фетовский претекст предстает в виде коротких строк, зачем он начинает в прямом смысле вплетаться в текст нового стихотворения, звучит мощно и полноправно, наравне со стихами уральских поэтов.
Стихотворение «Никогда», написанное в период кризиса позднего творчества Фета, отражающее попытки ответить на извечные вопросы: «Зачем я здесь?», для чего это воскресение на обезлюдевшей и вымершей земле:
«Для кого могила
Меня вернула? И мое сознанье
С чем связано? И в чем его призванье?»
В метафорическом смысле, идеально передает характер и настроение всего выпуска журнала. Строки С. Ивкина звучат в унисон Фету, совсем не случайно именно это стихотворение первое в числе многих других:
«Друг мой, брат мой, учитель, на кой
мы явились в приёмный покой?
Чтоб позировать с мэром в обнимку?
Чтобы в хроники Пермской земли
и фамилии наши внесли,
ну, хотя бы, как подписи к снимкам?»
Строки уральских поэтов звучат в контексте нового времени, метод построчного сличения здесь не сработает, но в нем ли дело? Ведь суть этой интертекстуальной игры − демонстрация связи времен, преемственность, попытка не зациклиться на достижениях прошлого и не отвернуться от них, но продолжить искать ответы на вопрос в настоящем. По словам Ивкина: «<…> фиксация на прошлом не дает всходов. Плодотворно только вкладываться в настоящее».
Статьи студентов, преподавателей, библиотекарей о поэтах и проектах УПШ:
О Бахареве-Черненке и еще о Бахареве-Черненке