Продолжаем публикацию рецензий на творчество поэтов и проекты УПШ.
Сайт marginally.ru: необходимость гипертекста
Савчиц Ольга, магистрант 2 курса филологического факультета ПГГПУ
В век современных технологий, конечно, никого не удивить веб-сайтом в сети Интернет. Но нужно понимать, что собственный сайт – это, в первую очередь, «одежка», по которой встречают. Поэтому оформление и содержание сайта должно быть продумано до мелочей.
Сайт Антологии современной уральской поэзии, находящийся по адресу marginaly.ru, представляет собой проект по внедрению в массы современной уральской поэзии. Автором и ведущим деятелем проекта является известный современный поэт, общественный деятель Виталий Кальпиди.
Интеренет – пространство, в первую очередь, публичное. Каждый читающий, изучающий, ищущий должен найти в нем то, что его «зацепит», что поведет за собой и не даст перейти в другую реальность. Все в нем связано друг с другом ссылками, то есть текст как таковой в виртуальном пространстве перестает быть линейным, он начинает строиться по-иному – как паутина. Дернешь за одну ниточку – отдастся абсолютно в другой. Возникает так называемый гипертекст, то есть «нелинейная документация, документацию, которая ветвится и взаимосвязывается, позволяя читателю исследовать содержащуюся в ней информацию, в последовательности, которую он сам выбирает». Значит, таким образом должен работать любой источник в глобальной сети.
Конечно, сайт Антологии «СУПа» (как называет ее сам автор – В.Кальпиди) не является исключением. С помощью незамысловатых ссылок читатель знакомится с тремя томами антологии, которые были выпущены все тем же В.Кальпиди на протяжении 11 лет, и энциклопедией уральской поэтической школы.
Каждый из томов выглядит как список поэтов, со стихами которых можно познакомиться, кликнув мышкой на понравившемся имени. Интереснейшие стихи, умные мысли, удивительные приемы, используемые авторами, помогут, несомненно, понять внутренний мир автора, и открыть что-то новое для себя. Опытные читатели в стихах смогут продолжить для себя пространство гипертекста, отсылаясь все дальше – к другим книгам, авторам, сюжетам. Однако гиперссылки сайта на этом заканчиваются. Дальше стихов на сайте дело не идет. Хотя еще в предисловии В.Кальпиди говорит о том, что интереснее, и быстрее, и эффективнее в наш век создавать интерактивные книги с «фантастическими сетевыми прибамбасами».
Чудесная энциклопедия УПШ стоит особняком среди трех томов антологии и содержанием, и оформлением. Содержание, предисловия автора, издателей, вступительные части – все активно для использования. При нажатии появляется страница книги (уже реальной, а не виртуальной), которую читать, конечно, удобнее, смотреть приятнее. Однако она никак не связана с теми тремя томами и теми стихами, что мы читали в них ранее все тех же авторов-поэтов.
Получается, что читателю представлены на суд четыре абсолютно не связанных друг с другом продукта, которые он должен прочесть сперва все, чтобы установить для себя некие связи между ними. Как мне кажется, читатель хочет увидеть все ту же интерактивность, это ведь гипертекст, гиперпространство. Конечно, он и сам способен найти стихи понравившегося автора, прочитать его биографию, но на это уйдет уйма времени: читая, например, стихи Бориса Рыжего, читатель хочет познакомится с его историей, узнать его поближе (не все жители Перми его знают), увидеть его фотографии. Почему бы не разместить ссылку на страницу Бориса Рыжего в энциклопедии?
Возможно, если бы энциклопедия и сами антологии имели ссылки друг на друга прямо в тексте, то тогда бы получилась настоящая паутина, в которой легко разобраться, куда легко попасть. Ведь именно благодаря гипертексту, нелинейному тексту, рассредоточенному в пространстве, у читателя есть возможность «свести множества значений воедино во времени и тем самым обеспечить целостность восприятия».
Статьи студентов, преподавателей, библиотекарей о поэтах и проектах УПШ:
О Бахареве-Черненке и еще о Бахареве-Черненке
О территориальной идентичности